Ключ к успеху заключается не в постоянных похвалах, а в позитивном, конструктивном подкреплении. Вместо фразы “Ты молодец!”, попробуйте: “Мне нравится, как ты сосредоточился на решении задачи. Вижу, ты приложил немало усилий”.
Концентрируйтесь на процессе, а не только на результате. Наблюдайте за усилием, проявляемым ребенком, и отзывайтесь на него: “Классно, что ты не сдаешься, когда задача кажется сложной. Ты действительно пытаешься разобраться!” Это формирует у ребёнка чувство уверенности в себе и развивает упорство.
Избегайте “стандартных” шаблонов поощрения. Частое возглашение “Молодец!” может придти к потере его смысловой нагрузки, превратится в обыденность, не донести позитива.
Вместо этого, старайтесь сформулировать специфическое, индивидуализированное поощрение.
Представьте, ваш ребёнок сделал домашнее задание. Вместо: “Отлично, молодец!”, лучше скажем: “Вижу, ты сегодня вложил в работу целый час, и всё сделал чётко и по порядку. Молодец. Ты это хорошо сделал”.
И помните, поощрение должно быть подкреплено отличным результатом. Ребёнок должен видеть, что его усилия оправдались. Если задача была сложная, то поощрение направлено на этот сложный процесс. Не нужно хвалить за то, что ребёнок и так может.
Как аплодировать усилиям, а не только успеху?
Фокусируйтесь на процессе, а не только на продукте. Например, вместо “Отличный рисунок!” скажите: “Мне очень нравится, как ты старательно прорисовывал эти детали. Видно, что ты долго и скрупулезно работал над ним.” Это мотивирует развивать упорство и настойчивость.
Подчеркните конкретные действия. Вместо “Ты молодец!”, скажите: “Я вижу, как ты старался решить задачу. Ты пробовал разные варианты, прежде чем получилось. Замечательно!” Конкретика помогает направить внимание ребёнка на его собственный вклад.
Избегайте сравнений. “Ты лучше всех справился!” – не продуктивно. Сравнения порождают чувство неуверенности и зависти. Лучше отметить вклад каждого ребенка индивидуально, акцентируя его личный прогресс: “У тебя сегодня отлично получилось выполнить задание без подсказок! Это замечательно!” Это способствует развитию уверенности в себе.
Сфокусируйтесь на росте и методичной работе. “Ты очень старался и всё хорошо продумал!” – оценка действий, направленных на развитие. Фокус на старании и усилиях, затраченных на достижение результата, поможет формировать упорство и навыки преодоления сложностей: “Как ты планировал решение задачи? Отлично! Ты очень хорошо распределил время.”
Используйте позитивные уточнения. “Этот рисунок немного грубоват, но ты старался, подбирал нужные оттенки! Я вижу, как у тебя формируется вкус!” – Поддерживайте стремление улучшать свои работы, а не упускать инициативу.
Давайте время для прояснения. Не спешите сразу оценивать, особенно в сложных заданиях. Спросите: “А что именно тебе стоило большого труда при выполнении этого задания?”. Это учит ребёнка анализировать свои действия и осознавать свои усилия.
Как поощрять, чтобы избежать соперничества?
Фокусируйтесь на усилиях, а не на сравнениях. Вместо “Ты сегодня отлично сдал тест!” скажите: “Я вижу, ты много работал над этой темой, и твои старания привели к успеху!”
Избегайте сравнений с другими детьми. “У тебя лучше получилось, чем у Вани” – плохой пример. “Ты сегодня прочитал на 1 страницу больше, чем вчера!” – уже гораздо лучше.
Подчёркивайте индивидуальный прогресс. “Ты справился с заданием быстрее, чем в прошлый раз!” – лучше, чем “Ты самый лучший!”
Делайте акцент на развитии навыков. Вместо “Ты самый аккуратный!”, скажите: “Я замечаю, как тебе удаётся всё делать так аккуратно! Ты хорошо контролируешь свою работу!”
Цените усилия, затраченные на решение задачи, а не только результаты. “У тебя отлично получилось собрать конструктор!” – здорово, но лучше “Вижу, ты много думал над тем, как правильно скомпоновать детали. Твои усилия оказались очень эффективными!”
Сводите к минимуму обсуждение успехов одних детей в присутствии других. Конкретизируйте подходы к поощрениям, чтобы дети видели свои собственные достижения, а не сосредотачивались на достижениях других.