Научить сопереживать – задача не из лёгких, но вполне посильная для родителей. Уже с раннего возраста малыш способен демонстрировать признаки сочувствия, но для формирования полноценного сопереживания нужна поддержка и наставления. Ключевой момент – показать, а не только рассказать.
Исследования показывают, что дети в возрасте от 2 до 5 лет начинают понимать и отражать эмоции окружающих. Они могут копировать поведение или пытаться утешить расстроенного взрослого, но это всё ещё очень поверхностный способ выражения сострадания. Направлять эту реакцию – ключевая задача родителей.
Что же делать? Постарайтесь обозначить эмоции. Когда ребёнок видит, как вы выражаете сожаление или нежность, он учится воспроизводить аналогичные чувства. Например, если малыш ударился, скажите: “Ой, как больно! Потерпи немного”. После этого приложите ко лбу прохладную салфетку и ласково успокойте его. Этот простой пример наглядно демонстрирует, что вы можете поделиться и понять его чувство.
Важно: говорите с ребенком о чувствах других людей. Рассказывайте истории про персонажей, которые так же могут испытывать радость, грусть или обиду. В играх можно обыгрывать разные ситуации и обсуждать последствия действий. Например: “Как ты думаешь, как себя чувствует котёнок, который потерял маму?”.
Практикуйте сочувствие в повседневной жизни. Помогайте другим людям – помогать – важный момент в формировании доброты. Это может быть помощь бабушке, добрые слова продавцу. Такое поведение покажет ребенку примеры проявления сочувствия.
Не стесняйтесь обращаться к специалистам, если у вас есть сомнения или возникают сложности.
Как распознать и поддержать проявление сочувствия у малыша?
Обращайте внимание на простые действия. Если малыш, увидев плачущего другого ребёнка, пытается подойти, взять его за руку или дать свою игрушку – это показатель зарождающегося сопереживания. Не игнорируйте такие сигналы.
Когда вы замечаете проявление сочувствия (например, утешение куклы или животного), обязательно прокомментируйте: “Видишь, как грустно она выглядит? Ты хочешь ей помочь?”. Подкрепляйте его поступки эмоциональной поддержкой. Не забудьте чётко показать, как именно можно помочь. Например, “Можно обнять куклу и напеть ей песенку”.
Наблюдайте за реакцией ребёнка на чужие эмоции. Важно изучить, как он реагирует на людей в разных эмоциональных состояниях: радость, грусть, страх. Какое выражение лица, какие жесты или слова он использует? Анализируйте эти реакции.
Если вы замечаете, что ребёнок сочувствует другим детям, но не знает, как проявить это чувство, объясните ему, как можно помочь. “Вижу, тебе жалко его, ты хочешь сделать что-то хорошее. Можно предложить ему свою игрушку”. Демонстрируйте свои действия. “Вот я даю ему свою любимую машинку”.
Не заставляйте проявлять сочувствие. Не навязывайте, но и не игнорируйте попытки проявления сочувствия. Цените и поддерживайте естественные проявления заботы и понимания.
Как помочь малышу научиться сопереживать через игры?
Предлагайте ролевые игры, где ребёнок примеряет на себя разные роли. Например, играйте в “врача” и “пациента”, “магазин” и “клиента”, “учителя” и “студента”, где “учащийся” сталкивается с “трудными задачами”.
Создавайте ситуации, требующие сочувствия. Пусть ребёнок помогает кому-то: младшему брату или сестре, пожилому соседу, домашнему питомцу. Подчёркивайте, какое доброе дело он совершил, обращая внимание на чувства другого человека: “Видно, что тебе жалко кошку, которая так дрожит”. “Видишь, как бабушке стало приятно, когда ты помог ей с сумками”.
Используйте игрушки, которые способны вызвать различные эмоциональные состояния: мягкие игрушки, тряпочки, куклы, которые можно “настраивать на настроение”. Проблемные ситуации, связанные с негативными событиями в семье или в детском саду, обсуждаются при помощи игрушек. Например, если у сына сломалась машинка, можно обсудить, как он себя чувствует, что можно сделать. Использование игрушек позволяет безопасно разбираться в чувствах.
Читаем вместе книги с иллюстрациями, где персонажи демонстрируют разные эмоции. Важно проговаривать эмоции персонажей, а не только описание действия: “Мама расстроена, потому что не может найти свою любимую чашку?”. Предлагайте ребёнку высказать, что он чувствует, если сам столкнулся с чем-то похожим. Вопросы должны побуждать к обсуждению. “Ты когда-то чувствовал себя так же?”.
Обращайте внимание на чувства других людей в повседневной жизни. Наблюдая за реакциями людей, дети быстрее учатся распознавать эмоции. “Смотри, как мальчик плачет! Что ты думаешь, почему он плачет?”.
Игра в “угадай эмоцию” чрезвычайно эффективна. Покажите ребёнку картинки с изображением различных эмоций. Попросите малыша назвать эмоцию. Также можно попросить ребенка изобразить эмоцию, чтобы он стал сопереживать. Начните с простых эмоций: радости, печали, гнева. Постепенно усложняйте задания, включая более тонкие состояния, такие как смущение, волнение.